Челябинск в 1919–1934 гг.

Дилижанс переносит нас в Челябинск губернский. На календаре был 1919 г. К власти в городе после Октябрьской революции и ожесточенных боев  Гражданской войны пришли большевики. Время было тяжелым. Население бедствовало, численность с 1914 г. уменьшилась на 12 000 человек и в 1921 г. составляла 45 000. Одной из причин этого являлся голод. Предприятия были разграблены. Царила разруха, с которой нужно было бороться.  

Новая экономическая политика помогла возродить мелкие предприятия, возвращенные бывшим владельцам, не выступавшим против советской власти. К концу 1922 г. произошел подъем промышленного производства. После семилетнего простоя запущен завод имени Д.В. Колющенко, где было налажено производство веялок, сложных и полусложных молотилок, крупорушек. Постановлением городского Совета улицы и площади города получили новые названия. Улицу Ивано-Сибирскую переименовали в улицу Труда, улицу Большую в улицу Цвиллинга, Южную площадь – в площадь Революции. 

По городу начал ходить паровой трамвай, пыхтевший и создающий причудливые клубы дыма. А автобусы начали колесить по Челябинску только в 1925 г.  

Особое внимание уделялось образованию. После Гражданской войны началось формирование современной системы образования. Появлялись школы, в которых вводились новые предметы и иные задачи в обучении и воспитании детей. За первое полугодие грамоту и письмо освоили около тысячи человек. В 1922 г. появились пионеры, которые учились в 22 школах города. Но педагогов катастрофически не хватало. Решающую роль в преодолении этой проблемы сыграл педагогический техникум, расположившийся в красивом здании бывшего реального училища и открытый в 1921 г. 

С началом индустриализации в Челябинск стали отправлять большое количество специалистов, вследствие чего количество жителей города увеличилось в несколько раз. Изменился и социальный портрет жителя Челябинска, теперь значительную часть населения стали составлять рабочие.  

На стройке ЧГРЭС возникла одна из первых женских ударных бригад на Урале, активным вдохновителем, которой была О.Ф. Парфенова. 

В 1933 г. запустили Челябинский тракторный завод, впоследствии на XVII съезде партии Серго Орджоникидзе скажет: «Такого огромнейшего и роскошнейшего нет не только в Европе, но, кажется, и в Америке». Благодаря энтузиазму и безграничному трудолюбию уральцев Челябинск вышел на первое место в мире по производству тяжелых гусеничных тракторов. Всего в городе построено около 20 предприятий: станкостроительный, ферросплавный, лакокрасочный, кислородный и другие.  

Для серьезных предприятий необходимы профессионалы, и власти, стремясь подготовить специалистов, стали инициаторами открытия в 1930 г. первого высшего учебного заведения города – Челябинского института механизации и электрофикации сельского хозяйства (ЧИМЭСХ). С этого момента Челябинск становится студенческим городом. 

В 20-е и 30-е гг. в городе творили известные прозаики и публицисты Лидия Сейфуллина и Валериан Правдухин, а в 1919 г. несколько месяцев жил и работал известный чешский писатель Ярослав Гашек.  

Шло активное окультуривание жителей города, так в 1921 г. окрылись педагогическое училище и драматический театр, в 1923 г. – краеведческий музей. 

К 1934 г. были замощены почти все основные магистрали, население Челябинска достигло более чем 250 000 человек, жили преимущественно в бараках, составлявших основную часть жилищных построек города. С закладкой ЧТЗ и завода «Станкомаш», начинают возводиться соцгородки – жилые кварталы с магазинами, детскими и культурными учреждениями. Челябинский КБС был признан лучшим не только в городе, но и в стране. Облик улиц преображался. 17 января 1934 г. была образована Челябинская область. Подходит к концу очередная веха истории города, а дилижанс продолжает свое движение и приглашает в следующий период!