Пассаж братьев Яушевых

  1. Пассаж братьев Яушевых является памятником гражданской общественной архитектуры, так как в дореволюционном Челябинске служил местом общественной жизни и городской торговли. 
  2. Архитектор: А.А. Фёдоров. 
  1. Время (дата) создания: 1912-1913 гг. – время создания, 10 октября 1913 г. – дата открытия. 

Здание пассажа. Вид до реставрации 2004 года. 

Здание пассажа. Вид в 1913 году. 

Местонахождение: г. Челябинск, ул. Труда, 92-а 

Род Яушевых восходит к арскому князю Яушу (служилая знать Казанского ханства).  

Отдаленный потомок князя Гайса Юсупович Яушев приехал в Троицк из деревни Старый Менгер Казанского уезда. Сперва как наемный работник, но со временем он завел собственные лавки, наладил торговлю мануфактурным товаром, а в 1850-х годах открыл свои кожевенный и мыловаренный заводы, став купцом I-й гильдии.  

Его сын Ахмеджан Гайсич записывается в ташкентские купцы 1-й гильдии, положив начало активной экономической деятельности семьи на этих территориях. Дело продолжают и развивают сыновья Ахмеджана: Абдулвали, Муллагали, Мухаметсадык и Мухаметшариф. В 1887 году они учредили Торговый дом «Абдул-Вали Ахмеджанович Яушев с братьями» (позже называвшийся просто «Братья Яушевы»). 

Кроме торговли, Яушевы вкладывали деньги в собственное производство. Им принадлежали чайные и хлопковые плантации, кожевенные, хлопковые, мыловаренные заводы, шерстомойное заведение и другие предприятия. 

10 октября 1913 г. — открытие Пассажа Торгового дома «Братья Яушевы» по проекту архитектора А. А. Фёдорова, который перед этим был автором проекта пассажа Яушевых в Троицке. Пассаж имел электрическое освещение от собственного генератора, паровое отопление и подъемные машины. 

В Пассаже было три отделения: рознично-мануфактурное, оптово-мануфактурное и оптово-галантерейное.  

Октябрь 1915 г. — пассаж пострадал во время бунта женщин-солдаток. В нём были выбиты витрины, которые впоследствии были заменены решётками с обычными оконными стеклами 

1917 г. – национализация здания пассажа. 

1922 г. – здание пассажа размещало пехотные командные курсы 

Май 1923 г. — открыт пассаж Челябинского губернского торгового отдела. 

1948-1950 гг. — за счет внутренних помещений пассажа был увеличен объем филармонии во время ее реконструкции. Изменился и внешний облик здания: сверху появилась сценическая коробка концертного зала. 

2 февраля 1952 г. — в правой части здания разместилась Челябинская городская картинная галерея.  Является памятником архитектуры федерального значения. 

  1. Описание памятника: 

Описание уличного и дворового фасада: 

Пассаж братьев Яушевых было самым большим торговым зданием из городских построек конца XIX – начала XX века. В изначальном своём виде до 1917 года пассаж выглядел прогрессивно засчёт малоизвестного тогда в губерниях модерного стиля оформления, который позволял сочетать практичность с внешней эстетикой торгового здания. 

Главный фасад имел симметричную композицию. Основная часть фасада занимали два ряда витрин, разделённых поясом. На втором этаже – 7 витрин, на первом – 6. Над центральной витриной располагался аттик, фланкированный лопатками, увенчанными декоративными вазонами. Витрины были разделены пилястрами. Над карнизом располагаются декоративные столбики с завершением в виде волюты. Главный вход в здание находится на сегодняшний день на месте крайней правой витрины, первоначально здание имело три входа, главным располагался в центре, между витринами. 

В оформлении южного фасада использовались различные отделочные материалы: аттик и пилястры облицованы глазурованной плиткой бежевого цвета, цоколь и угловые вертикальные части фасада – керамической плиткой тёмно-синего цвета. Карнизы и выступающие детали на декоративных столбиках были оштукатурены и окрашены в бежевый цвет. Северный и восточный фасады – из красного кирпича, не оштукатурены. Южная часть здания (в 2 этажа) занимались торговыми залами, расположенными анфиладой. 

В октябре 1915 года во время бабьего бунта пострадало несколько крупных магазинов, в том числе и магазин братьев Яушевых. Тогда были разбиты уникальные витрины, которые впоследствии были заменены на решетки с обычными оконными стёклами. 

Первоначально с западной стороны к зданию пассажа Яушевых, построенному к 1913 г., примыкали два двухэтажных дома с магазинами, расположенных на углу улиц Сибирской (ныне ул. Труда) и Уфимской (ныне ул. Кирова). 

Главный фасад в течении времени незначительно изменил вид своего экстерьера – каждая реконструкция не несла цели кардинально изменить облик пассажа, так как тот органично вписывался в городскую среду и был гордостью Челябинска. Скорее, большим изменениям была подвержена конструкция здания и материалы, использовавшиеся во время реконструкции главного фасада. 

В 30-е годы была проведена реконструкция для размещения кинотеатра «Пролетарий» (использовались фундаменты и стены). Была удалена глазурованная бежевая плитка, которую и по сей день заменяет кирпичная. 

В 50-е годы по проекту архитектора К.Д. Евтеева выполнена вторая реконструкция под театр музыкальной комедии. Существующего объема здания не хватало, поэтому было проведено приспособление западной и северо-западной части здания пассажа Яушевых под служебные помещения с возведением сценической коробки. 

В 2004 г. после очередной реконструкции и длительного капитального ремонта, выполненных по проекту архитектора Е.В. Александрова, изменились габаритные размеры здания: с возведением двухэтажного фойе ширина увеличилась на 10 м, на уровне второго этажа построен малый зал. 

Современный фасад имеет следующий вид. 

Витрины разделены пилястрами, над карнизом соответственно пилястрам расположены декоративные парапетные столбики с завершениями в виде волют. Центральная витрина второго этажа акцентирована спаренными композитными полу-колонками на пьедесталах, поддерживаемых кронштейнами. Над центральной витриной расположен высокий декоративно оформленный аттик. Вид центральной витрины первого и второго этажа – изначальная задумка архитектора, которую ради симметрии фасада было решено сохранить в течении всех реконструкций. 

В оформлении южного фасада использованы различные отделочные материалы. Северный и восточный фасады здания без отделки и декоративных элементов. На восточном фасаде в уровне первого этажа заложен дверной проем, в уровне второго и третьего этажей заложено по одному оконному проему. Дверной проем аварийного выхода на северном фасаде акцентирован порталом, проведены реставрационные работы кирпичной кладки его оформления. Парапетные столбики имеют серьезные разрушения штукатурного слоя. 

Главный фасад ориентирован на ул. Кирова, повторяет мотивы прежнего оформления здания — шестиколонный портик ионического ордера, увенчанный ступенчатым аттиком. Вход и окна первого этажа высокие, прямоугольные, второго — арочные с архивольтами. Боковые фасады декорированы ионическими полуколоннами (со стороны р. Миасс) и пилястрами (со стороны ул. Труда). 

Описание интерьера: 

Изначальный интерьер пассажа не был сохранён по понятным причинам. Например, была убрана деревянная облицовка стен торговых помещений, не сохранилась деревянная фурнитура торговых рядов и напольное сосновое покрытие. Однако, были сохранены изначальные архитектурные решения, вписанные в интерьер помещений, и адаптированы под нужды современности. 

К примеру, сохранен оригинальный вид минималистичной стыковой лепнины первого и второго этажа: в Художественной галерее, которая сейчас расположена в здании пассажа, можно увидеть оформление стыков ригеля с межкомнатными и этажными перекрытиями, балочных потолочных перекрытий. 

Дверные проемы в выставочных залах сохранили изначальную форму: прямоугольные, двери двупольные, деревянные, филенчатые с остеклением, окрашены масляной краской белого цвета. В служебных помещениях дверные проемы прямоугольные, двери сохранились после национализации дома советской властью. 

Оконные проемы прямоугольные, окна — деревянные, с двойным остеклением, подоконные доски и решетки радиаторов деревянные. Оконные проемы восточного, северного фасадов и ризалита парадного лестничного пролёта простые прямоугольные; окна деревянные, разных размеров и остекления. 

Лепные, скульптурные и прочие декоративные украшения сохранили также изначальный вид и подвергались лишь косметической реконструкции: в помещениях присутствует лепной декор, профильные, лепные и прочие декоративные элементы. В помещениях первого этажа — декоративные плоские пилястры поддерживают ригели, оформленные гипсовыми филенками. Потолки обрамлены тянутым лепным декором линейного рисунка с геометрическими вставками, лепным тянутым карнизом. В других помещениях — декоративные пилястры, поддерживающие ригели, оформленные гипсовыми филенками; широкий карниз с орнаментальными вставками в виде гирлянд и венков, потолки обрамлены тянутым лепным декором линейного рисунка с геометрическими вставками. Стена помещения по вертикали делится междуэтажной гипсовой тягой.