Александра Александровна Яблочкина

Трогательная встреча на перроне вокзала сразу показала, насколько челябинская общественность заботливо отнеслась к нам. Прекрасный прием ждал нас и в просторных, залитых солнцем комнатах нового дома, где Челябинский обком партии предложил нам приют. Все заставляло нас чувствовать себя просто и легко, как в родной семье. 

В нашей «челябинской группе было около двадцати пяти человек. Среди них: В.Н. Рыжова, Е.Д. Турчанинова, Е.М. Шатрова, Пров Садовский, М.М. Климов, М.Ф. Ленин, С.А. Головин. Нам предстояло играть перед рабочей аудиторией. 

Нужно было не уронить честь вековой культуры «Щепкинского дома», и мы тревожились и волновались, как зеленая молодежь. 

Думали мы, что едем в «медвежий угол» старой России, а приехали в город, отличающийся настоящей современной культурой.  

Первое же представление показало, какой образованный, знающий, требовательный зритель сидит перед нами. Ни одна тонкость не осталась незамеченной, ни один оттенок в красках не пропал даром. Я видела, как мои товарищи от сцены к сцене чувствовали себя свободнее, играли сложнее и глубже, ибо они поняли, что за люди смотрят на них из зала. Между актерами и публикой словно кто-то протянул невидимые, но крепкие нити. Ощущение творческой взволнованности охватило нас.  

Потом я читала в газетах и заводских многотиражках театральные рецензии. Они были написаны искренне, живо, может быть, только слишком много в них было похвал в наш адрес.  

Днем мы были свободны, и нам удалось познакомиться с советским Челябинском, выраставшим буквально на наших глазах. Познакомились мы и с замечательными энтузиастами-строителями. 

Когда я попала на челябинскую электростанцию, то не могла поверить, что еще полтора года назад на этом месте было топкое болото. 

Нас поражали темпы челябинского строительства. Помню, я спросила: «Этот завод у вас уже давно?» – «Да, это старый завод, – ответили мне, – он выстроен четыре года тому назад…» 

Были мы и на Челябинском тракторном заводе, которым справедливо гордится наша страна. 

Пожалуй, самое грандиозное впечатление осталось у меня от станкостроительного завода, в соседстве с которым терялся даже Челябинский тракторный завод. Этот гигант еще только строился, но уже были закончены – как это характерно для нашей страны! – громадные светлые общежития для рабочих, выстроены школы для детей, создан вместительный клуб, развиты огородные и ягодные участки.  

В каждой детали сквозила забота о человеке. И становится понятным, почему рабочие отвечают на это героическим, самоотверженным трудом. Когда смотришь на них – кто б это ни был: комсомольская ли молодежь, девушки-работницы в чистых халатах и белых туфельках или старые седые кадровики, – видишь людей, каких нельзя было встретить раньше: бодрой уверенностью дышат их лица. 

На наших глазах тяжелые краны поднимали гигантские железобетонные колонны, которые должны поддерживать своды самого большого цеха. Величественную картину представлял этот высокий, почти воздушный зал с целым лесом колонн. 

Как странно было видеть в Челябинске оставшиеся от прошлого маленькие покосившиеся домики, ветхие заборы, которые напоминали прежний, старый провинциальный городишко. Новый Челябинск – это растущий, словно в сказке, не по дням, а по часам прекрасный город с высокими зданиями, трамваями, автобусами, по вечерам залитый электричеством.  

Как же не ценить эти поездки! Они рождали самые глубокие мысли и чувства. Мы видели воочию героев мирной советской стройки, простых и скромных советских людей. Если бы во всех наших современных пьесах мы находили героев такими же естественными и невыдуманными! Я же мечтала о том, чтобы нашлась в такой пьесе и для меня роль … 

Яблочкина А.А. 

75 лет в театре. ВТО, М., 1966.