РУСАКОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

27.11(10.12).1888, деревня Писклово Челябинского уезда Оренбургской губернии – 31.12.1941, Челябинск  

Родился в семье унтер-офицера (казачьих войск) А.В. Русакова. В Челябинск переехал в 1901 году. В 1907 году закончил обучение в Челябинском городском трехклассном училище, а затем стал вольнослушателем Казанской художественной школы императорской Академии художеств, где окончил полный курс по живописному отделению. Его педагогом по живописи и рисунку был известный российский художник Н.И. Фешин. В академии начинает дружить с будущими известными живописцами А.М. Родченко и Н.И. Никоновым. В 1913 г. Русаков начал учиться и работать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1910 – 1916 гг. преподавал рисование в Москве и Казани, чтобы заработать на жизнь. В этот же период вступил в брак с М.К. Чижун, уроженкой местечка Гелеваны (Польша), литовкой по национальности.  

Н.А. Русаков вернулся в Челябинск в 1914 году,  встретился с А.Н. Самохваловым и познакомился с художником И.А. Мочаловым. В 1915 г. художник совершает морское путешествие из Одессы по маршруту: Турция, Египет, Ирак, Индия, Бирма, Вьетнам, Китай. Япония. Результатом этой поездки стали работы: «Бант-Матарам», «Сбор хлопка», «Смерть рикши».  

С 1916 году  Н.А.Русаков начал преподавать в высшем начальном училище в г. Челябинске и стал  деятельным участником большевистских вечеров в Народном доме, писал лозунги, плакаты, делал эскизы знамен. М.К. Русакова вышивала по ним знамена. В 1918 году он покинул Москву и принял решение остаться в Челябинске, причиной переезда стал голод и отсутствие работы в Москве. 

В 1920 году художник создал губернскую школу-студию изобразительных искусств губпрофбора, также с 1921 – 1935 гг. был преподавателем железнодорожной средней школы №42. Д.А. Разгулов  вспоминал: «Он был очень легкий в общении, в шутку и подтолкнет, скажет: «Ах ты, болван», но на него никто не обижался, а все его любили. Он был художник. Я помню, как он писал большую картину «Демон и Тамара», где она у вас, есть тут на выставке? Нет? Мы ходили рисовать в парк. Дважды я был у него дома в двадцатые годы. Помню картины «Сбор Хлопка», «Будда. Христос. Магомет» – у вас тоже ее нет на выставке. По его рекомендации я поехал учиться в Казанскую школу и учился в 1927 – 1931.» 

Н.А. Русаков руководил студией «Академия Русакова». Его учениками были художники: Н.П. Загороднев, М.А. Комиссаров, К.А. Соколов, И.З. Таушканов, Н.Я. Третьяков, А.П. Харин и архитектор Е.В. Александров.  

Е.В. Александров вспоминал: «Николай Афанасьевич был разносторонне одаренным человеком: сочинял стихи, был музыкален – играл на гитаре и пел. Очень образно рассказывал о своих учителях – художниках, поэтах, артистах, с которыми ему приходилось встречаться . О В.В. Маяковском. Помню, он приводил его фразу, которую Маяковский произносил, входя в классы: «Господа студенты, экономьте кисти и краски, у студентов денег мало.» О О.Ф. Шаляпине, которого слушал в Московском цирке, – «дрожали стены», — и о других художниках. Ходил с нами, учениками, в сосновый бор с гитарой, с песней, организовывал игры и был неутомимым на выдумки и шутки. По окончании десятого класса и поездки на экскурсии в Москву и Ленинград я твердо решил поступать в архитектурный институт с его благословления. … За время учебы я не порывал с ним связи. На каникулах приходил как и прежде, к нему домой, показывал свои институтские работы, рисунки, проекты, шла дискуссия о советской архитектуре и , в частности о строительстве в городе Челябинске. Он резко критиковал строительство гостиницы «Южный Урал»: Что это за уши на балконах, это некрасиво». Делал другие замечания, но хорошо отзывался о жилом доме с гастрономом на площади Революции и строящемся Южно-Уральской железной дороги. В эти годы в 1935-39 интенсивно застраивалась центральная часть города Челябинска, поэтому он со мной делился как с будущим специалистом…” 

В 1924 -1925 гг. Н.А. Русаков пишет картину «Г.И.Р.С.» («Граждане интернациональной республики Советов»). На холсте присутствовало изображение портрета его семьи на фоне индустриального города. Возможно, работа над этой картиной подходила к концу, когда в Челябинске появились корпуса ЧТЗ и другие конструктивистские постройки.  

В альбоме «Колониальный Восток наших дней» 7 марта 1926 года Н.А.Русаков записал: «Азия – это враг торжествующего империализма! Нигде мне не приходилось наблюдать такого огромного единодушия, какое я встречал на Востоке. В данный момент, когда Европа созрела и даже перезрела, Азия только еще начинает расцветать ярким алым цветом, и расцветание это идет быстрыми шагами. Кто бывал на Востоке и внимательно присматривался, тот, конечно, замечал, что нигде так не угнетено и не унижено человечество, как в Азии. Отсюда и есть то единодушие, встречаемое между восточными народами. В данном альбоме зритель увидит жизнь Востока, где внешность ярка и напряженна, а под ней только одни страдания и тьма. Вот Индия: к ее сердцу присосалась благороднейшая, высококультурная страна Англия и, как кобра, пьет нещаднейшим образом ее горячую кровь. Вот Месопотамия, бросаемая в пасти европейских акул по мандату Лиги наций. Вот Китай, одурманенный и усыпляемый опиумом, и другие народности Востока. Мой пламенный привет многострадальной Индии! Привет кули, обливающимся потом на хлопковых плантациях, которых культурные властители превратили в тюки хлопка, готовые к отправке в Европу!..» 

С середины 30-х годов Н.А. Русаков со студийцами и другими Челябинскими художниками исходил и изъездил почти  весь Урал. Картины писал в Ильменском заповеднике, в башкирских горах и на берегах озер. Впоследствии его работы были представлены на выставке «Южный Урал в живописи» в 1936 г. В этот период в творчестве Н.А.Русакова начинается переход к реалистической живописи. Художник изучает материалы и ведет подготовительные работы над эскизами, зарисовками к большим полотнам из цикла «Путь Иосифа Виссарионовича Сталина». 

Н.А. Русаков стал одним из основоположников живописи Челябинской области, первым художником в уездном центре, получившим столичное образование, и создателем Союза Художников в Челябинске. Ведущими жанрами его работы были: портрет и пейзаж. Живописец обладал ярко выраженным колористическим даром, композиционным мышлением, сочетал реалистические, неоклассические, экспрессивно-импрессионистские методы. 

В 1941 году Н.А. Русакова арестовали «за систематическую контрреволюционную агитацию, направленную против мероприятий Советской власти, восхваление фашистского строя Германии, систематическое высказывание пораженческих взглядов и необходимости поражения СССР в войне с Германией, распространение различных слухов клеветнического характера по адресу руководителей ВКП(б)». Художник был  приговорен  к расстрелу. Реабилитировали Н.А. Русакова в 1957 году.  

Фрагмент протокола ночного допроса 27 июня 1941 г. (архив дела № 12674 П-8445). 

Русаков: Никогда не был за границей. 

Вопрос: Вам предъявляется анкета от 7.VIII.38, где вы указываете, что за границей были. Почему даете ложные показания? 

Ответ: Ложные сведения дал в анкете. 

Вопрос: В печати и в корреспонденции в 1938, когда готовили свою выставку, указали, что были за границей. А в каталоге писали, что все работы с натуры. 

Русаков: Я еще раз повторяю, что я за границей никогда не был. 

Вопрос: Значит, вы занимались плагиатством чужих картин. 

Русаков: Нет, я писал композиционные вещи на основе трудов путешественников Козлова, Пржевальского […]. Я обманул общественность о том, что картины написаны с натуры, и ввел в заблуждение с целью придать больше оригинальности картинам и на этом создать определенный искусственный авторитет для себя. 

Высказывания на допросе 9.VIII.41 Антона Адреевича Лоева, красного партизана времен гражданской войны, ученика Русакова по студии: «В 1937 или 38-м в студии в присутствии Надуткина, Щербакова, Русаков рассказывал о заграничной поездке в Японию, в Индию с какой-то экспедицией, будучи приглашенным каким-то лицом (каким – я не помню). В какое время был в поездке, мне неизвестно, до или после Советской власти . Что ряд эпизодов, пейзажей, привезенных из этой поездки, и сохранились некоторые краски японские или какого другого государства, которые хранит пуще золота, т.к. советские материалы, краски, бумага ит другое низкого качества» (л.81) 

Протест прокурора РСФСР по делу Русакова, направленный в Судебную палату коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР: « […] В основу обвинения Русакова положены показания свидетелей И.Л. Вандышева, Г.И. Сафроновой и М.И. Лундина и показания самого Н.А. Русакова. Однако из показаний допрашиваемых на предварительном следственном заседании […] видно, что высказывания, за которые Русаков осужден, не носят характера антисоветской агитации. Что касается показаний свидетеля Лундина, то они не могут являться бесспорным доказательством вины Русакова, т.к. они другими материалами дела подтверждаются. Таким образом, Русаков осужден без достаточных оснований. Прошу: приговор Судебной палаты по уголовным делам Челябинского областного суда от 17 октября 1941 г. в отношении Русакова Н.А. отменить и делопроизводство прекратить за недоказанностью обвинения. Прокурор Круглов».  

«Протест был удовлетворен Судебной коллегией Верховного суда РСФСР, т.к. «это не контрреволюционная агитация, а обывательские разговоры». 

Разрыв страницы 

РАБОТЫ ГЕРОЯ 

Автопортрет в красной рубахе. 1935 

А.М. Родченко (1891 – 1956). Портрет Н.А. Русакова. 1912 

«Г.И.Р.С.» («Граждане интернациональной республики Советов») 1924–1925 гг. 

Отсюда виден весь Урал. 1934 

Литература 

1. Трифонова, Г.С.Николай Русаков жизнь и творчество 1888 – 1941/ Г.С. Трифонова – Челябинск: Челябинский дом печати, – 2004. –159 с. 

2. Байнов, Л.П. Художники Челябинска / Л.П. Байнов – Челябинск: Юж.-Урал.кн. изд-во 1979. – 167 с. 

3. Статья о Н.А. Русакове в энциклопедии Челябинска [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id= 2644 

4. Статья Николай Русаков – «одинокий, далекий странник» [электронный ресурс]. – Режим доступа:https://74.ru/text/gorod/58996531/